Как бы ни были популярны путешествия самолетом, передвижение по Европе на поезде имеет целый ряд несомненных преимуществ:
- дешевле;
- погода, даже самая ужасная, никак не может повлиять на ваши планы;
- доехать можно до сотни населенных пунктов, к которым больше не идет никакой транспорт;
- возможность увидеть не только столичные красоты, но и по-настоящему интересную провинцию;
- передвижение строго по расписанию, опоздания — большая редкость;
- комфорт и скорость;
- возможность купить билет не на конкретный поезд, а годный 24 часа;
- в отличие от перелетов, путешествие на поезде никаким образом не влияет на ваше здоровье и не имеет противопоказаний;
- кондукторы в поездах — справочное бюро, знатоки достопримечательностей, эксперты по экономии. Это не шутка. Работа с туристами — одна из обязанностей европейских кондукторов на железной дороге.
Особенно путешествие на поезде подойдет тем, кто хочет увидеть страну, интересуется ее культурой и историей. Кроме того, если вы остановитесь в некотором удалении от крупного города или столицы, проживание обойдется дешевле, как и питание. Преимуществ множество, осталось только принять во внимание некоторые правила и особенности железнодорожного сообщения Старого Света.
Покупаем билеты
Вариант А (консервативный)
Покупать в Европе железнодорожные билеты можно разными способами:
- Интернет — удобно и дешевле всего;
- В кассе любого вокзала страны, по которой вы путешествуете (важно платить наличными, это дешевле, чем с банковской картой);
- В автомате по продаже билетов (наличные выгоднее);
- У кондукторов (самый дорогой вариант).
Билеты продаются нескольких видов:
- одинарный (от пункта А до пункта В);
- обратный билет (туда и обратно, позволяет сэкономить до 30% от стоимости);
- временной билет (оплачено время передвижения, а не расстояние).
Когда вы определились со своим маршрутом, обзавелись шенгенской визой, страховкой и подсчитали свой бюджет, можно приступать к покупке билетов на поезда. Большинство компаний продает билеты в интернете, но не раньше, чем за месяц до поездки. В этом случае действуют обычные правила — чем раньше купили, тем меньше заплатили. Более того, если вы покупаете билеты заранее, то у вас есть отличная возможность выбрать самые недорогие из них. Разница в цене зависит от того, как быстро перемещается поезд, сколько остановок делает, насколько комфортен. Самый обычный местный поезд (local) обеспечит ваше передвижение до нужного пункта не слишком быстро, но вполне комфортно и за небольшие деньги.
Пример: два поезда Варшава-Краков, отходят с разницей в 25 минут, первый в дороге 2 часа и 20 минут, второй — 2 часа и 35 минут, билет на первый — 27 евро, на второй — 11 евро.
С покупкой билетов может возникнуть одна сложность, в том случае, если вы не запаслись билетами заранее и будете покупать их в автоматах. Чаще всего за пределами столицы электронные аппараты все инструкции и пояснения дают исключительно на национальных языках, что задачи не упрощает. В этом случае лучше всего обращаться за помощью местного населения или служителей вокзалов. Помогут обязательно!
Вариант В (продвинутый)
Можно практически полностью избежать хлопот по многократному приобретению железнодорожных билетов и купить «проездной» на все поезда в границах одной страны (Interrail One Country Pass) или в границах всей Европы (Interrail Global Pass). Подобные билеты продаются на определенное количество дней поездок (5 дней в пути за 15 дней, 10 дней в пути на месяц, 1 месяц поездок без ограничений и т.д.). С таким билетом вы имеете право сесть практически на любой поезд (исключение — скоростные суперсовременные экспрессы, ночные поезда — за них нужно будет доплатить) и доехать до нужного вам пункта не покупая дополнительного билета.
Стоит такой билет недешево, но в результате можно хорошо сэкономить, увидеть несколько стран, получить истинное наслаждение от путешествия. Особенно выгоден такой билет молодым людям (до 26 лет), а также пенсионерам (старше 60 лет). Путешественникам других категорий лучше подсчитать, вполне возможно, что консервативный вариант окажется все же выгоднее.
Цена «общеевропейского» проездного (5 поездок за 15 дней) — 170 евро (молодежь), 202 евро (пенсионеры), 224 евро (остальные).
А вот цена проездного «одной страны» колеблется в зависимости от уровня доходов жителей этой страны (самый недорогой билет — 3 дня в поезде за месяц):
- Германия, Норвегия, Франция, Великобритания — от 131 евро;
- Испания — от 111 евро;
- Италия, Швейцария — от 87 евро;
- Бельгия+Нидерланды+Люксембург — от 74 евро;
- Польша, Чехия — от 57 евро;
- Венгрия — от 48 евро;
- Сербия — от 36 евро.
Вместе с билетом пассажир получает «путевой лист», в который необходимо заносить все поездки, номера поездов и пункты назначения (для контролеров), а также подробная инструкция на английском языке. Обычно, вместе с первым «проездным», пассажир получает купон на скидку в 15% на следующий билет.
В систему Inerrail входит 29 стран Европы и Турция. Нельзя купить «проездной» по Латвии, Литве, Эстонии, Беларуси, Украине, России, Боснии и Герцеговине, Албании и Молдове.
Примерные маршруты и цены
Вариант «Столицы Европы»
Страны: Польша, Германия, Франция, Австрия, Чехия.
Маршрут выглядит следующим образом:
- Прилетаем в Варшаву, проводим здесь 2 дня;
- Из Варшавы отправляемся в Берлин (в пути 5 часов, билет — 39 евро), проводим в столице Германии 3 дня;
- Едем из Берлина в Париж (в пути 8,5 часов, билет — от 79 евро), в столице моды и любви проводим два дня;
- Из Парижа едем в Мюнхен (6 часов в пути, билет — от 39 евро), на осмотр главных красот столицы Баварии отводим один полный день;
- Из Мюнхена отправляемся в Вену (6 часов пути, билет — 34 евро), городу классической музыки и самого пышного барокко отводим два полных дня;
- Из столицы Австрии уезжаем в Прагу (4 часа в дороге, билет от 35 евро), в Праге проводим два дня;
- Из чешской столицы отправляемся в Краков (8 часов в пути, билет от 38 евро), на королевскую столицу отводим полный день;
- Возвращаемся в Варшаву из Кракова (менее трех часов в пути, билет — от 9 евро).
Двухнедельный вояж завешен. Можно подсчитать транспортные расходы. В итоге на поезда мы предположительно потратили 273 евро. По условиям «проездных» Interrail мы перемещались 5 дней из 14 (Варшава-Берлин, Берлин-Париж, Париж-Мюнхен и Мюнхен-Вена (уложились в сутки), Вена-Прага, Прага-Краков и Краков-Варшава (один день)). Global Pass при таких условиях обойдется взрослому в 224 евро. Получаем экономию — 49 евро (молодой путешественник сэкономит более сотни евро!).
Вариант «Британия»
Страна: Великобритания (Англия, Уэльс, Шотландия)
Примерный маршрут:
- Стартуем из Лондона, в котором провели не менее трех дней;
- Уезжаем из столицы в Кардифф, смотреть замки, гулять по набережной бухты и кушать сырные гренки (три часа в пути, билет — от 47 евро), в столице валлийцев проводи полный день;
- Из Кардиффа отправляемся в Ливерпуль на родину «Битлз» (4 часа в пути, билет — от 36 евро), проводим в городе половину дня;
- Из Ливерпуля — в Манчестер (в пути менее часа, билет — от 3 евро), в городе задержимся на два дня;
- Из Манчестера отправляемся в Глазго (в дороге 3,5 часа, билет — от 15 евро), проводим в городе полный день;
- Из Глазго — в Эдинбург (дорога занимает один час, билет — от 16 евро), остаемся в столице Шотландии на два дня;
- Из Эдинбурга едем снова в Лондон (4,5 часа пути, билет — от 68 евро).
Сэкономить получиться только молодым путешественникам. Взрослые туристы выиграют, если будут покупать билеты консервативным способом.
Вариант «Лазурные берега теплых морей»
Страны: Италия, Франция, Испания, Португалия.
Путь может быть таким:
- Старт в Милане, которому необходимо уделить два дня;
- Из Милана едем в Геную (три часа пути, билет — от 28 евро), здесь проводим полный день;
- Из Генуи едем в Ниццу (3,5 часа в пути, билет — от 30 евро), купаемся целый день, можно заехать в Монте-Карло;
- Из Ниццы — в Марсель (2,5 часа в пути, билет — от 27 евро), остаемся здесь на два дня;
- Из Марселя — в Барселону (дорога 4,5 часа, билет — от 76 евро), смело остаемся на три дня;
- После Барселоны — в Мадрид (9 часов дороги, билет — от 42 евро), проводим в столице 2 дня;
- Из Мадрида уезжаем в Лиссабон (в дороге 10 часов, билет — от 60 евро), посвящаем городу два дня;
- Улетаем домой из Лиссабона.
Маршрутов можно разработать множество, достаточно внимательно изучить карту железных дорог Европы и разработать тот путь, который давно хотелось совершить. Придется потрудиться, чтобы изучить все предложения от перевозчиков. Если в рамках одной страны лучшие цены предлагают национальные компании, то при международных перевозках цены от разных корпораций могут существенно отличаться. Но все предварительные хлопоты обязательно оправдаются, поездка будет по-настоящему захватывающей и полной самых невероятных впечатлений.
Рекомендуем прочитать статью о самых недорогих безвизовых странах для отдыха. Из нее вы узнаете о об особенностях поездки в страны Ближнего и Дальнего Зарубежья, отдых в Израиле, Сербии и других странах.
Итоги
Путешествие по Европе на поездах — не самый дешевый вид тура. Автобусы обойдутся намного дешевле. Но поезд дает человеку возможность нормально и с комфортом перемещаться на дальние расстояния. А вот автобус выматывает, плохо влияет на сосуды в ногах и укачивает.
В описаниях маршрутов не указаны расходы на пригородные электрички, но все эти расходы при наличии билета Interrail полностью покрываются. Электрички эти необходимы, чтобы добираться до дешевых отелей, проживание в которых поможет сэкономить.
Путешественникам, которые выбирают поезда, нужно запомнить несколько простых правил:
- никогда не кушать в вокзальных заведениях (дорого и невкусно);
- сделать себе шпаргалку с разницей во времени в странах Европы (чтобы избежать опозданий на поезд);
- уточнять маршрут и спрашивать совета у кондукторов, которые всегда будут рядом во время поездки.
Европа ждет своих новых «покорителей», поезд подан. Приятного путешествия!